Домен (лат. "dominium" – "владение") – это структурная часть Глобальной Сети Интернет, которая указывает на принадлежность определенного сайта к той или иной географической зоне, либо тематической группе. Домен вместе с именем сайта служит видимой маской реального IP-адреса веб-ресурса и может быть преобразован в IP и обратно посредством сети DNS-серверов.
Фактически, домен – это та часть имени сайта, которая следует за точкой после его названия. Например, адрес нашего сайта – mistakes.ru. Здесь именем сайта выступает "mistakes", а доменом выступает "ru", что указывает на принадлежность сайта к русскоязычному сегменту Интернета.
Одним из самых популярных и престижных в свое время считался домен .COM. Этот домен верхнего уровня изначально предназначался для организаций коммерческого плана ("com" – сокр. от англ. "commercial") и с 1994 года стал наблюдаться активный рост количества сайтов в данном сегменте. Любая мало-мальски прибыльная компания старалась зарегистрировать себе адрес в зоне .com. Это привело к появлению так называемого "пузыря доткомов" (от англ. произношения слова "точка" – "дот"+"com"). "Пузырем" явление назвали из-за неоправданно преувеличенной важности именно домена .COM перед остальными, считавшимися менее престижными.
Акции на Интернет-компании в домене .COM активно росли до весны 2000 года, соответственно, рос и "пузырь доткомов". Однако, как и положено любому пузырю, настал день, когда он лопнул. Случилось это 10 марта 2000 года. В тот день цены на акции компаний в зоне COM упали сразу вдвое! Это привело к банкротству ряда фирм, основной доход которых состоял из торговли собственными акциями на бирже.
После такого глобального провала цены на адреса в домене .COM тоже упали и он из престижного превратился в рядовой домен верхнего уровня, коим и остается по сей день.
Какие есть домены и доменные имена?
Помимо рассмотренного выше домена COM существует еще ряд доменов. Их можно разделить на классы:
- по географической принадлежности (например: RU или РФ (Россия), UA или УКР (Украина), BE или БЕЛ (Белоруссия), KZ (Казахстан), EU (Европейский союз) и т.п.);
- по сфере деятельности (например: COM (любые коммерческие организации и предприятия), BIZ (исключительно коммерческие организации), ORG (некоммерческие организации), EDU (сфера образования), INFO (СМИ) и т.п.);
- по принадлежности к закрытым структурам (например: GOV (правительственные сайты), MIL (оборонная промышленность), INT (интернациональные ведомства), ARPA (домены ключевых узлов Интернета) и др.).
Все вышеперечисленные и многие другие домены называются доменам первого или верхнего уровня (Top-Level Domain или сокр. TLD). На основе них формируются другие поддомены и доменные имена.
Доменное имя, по сути, – имя конкретного сайта, который входит в определенный домен или поддомен. Их принято разделять по уровням вложенности относительно доменной зоны. Максимальное количество уровней – 5.
Уровень доменного имени определяется справа налево. Например, наш сайт (mistakes.ru) имеет доменное имя второго уровня, где первым уровнем является доменная зона RU, а вторым – имя "mistakes". Максимально же длинное доменное имя 5-го уровня могло бы выглядеть, например, так: video.admin.en.mistakes.ru или video.admin.mistakes.ucoz.net (если мы, например, имеем дело с поддоменом второго уровня, который в данном адресе – ucoz.net).
Ошибок при вводе доменных имен можно наделать много, прописав не ту букву или не там поставив точку, но бывает и так, что пользователи забывают вообще прописать часть имени. В результате этого, можно встретить такие запросы как: www.ru, www.ua, www.com и другие. Запомните, что имя www является зарезервированным и никогда не может встречаться в Интернете. Поэтому старайтесь не допускать таких очевидных ошибок.